Рейтинг@Mail.ru

Психология

Домашняя Карта сайта Избранное
Общая психология · Социальная психология · Специальная психология
Возрастная психология · Психология раннего детства · Дошкольная психология
Психология младших школьников · Подростковая психология


 

Поиск по сайту:
А знаете ли Вы, что такое «» в психологии?

Социальное пространство личности

Понятие «социальное пространство личности» в возрастной психологии


 

Социальное пространство личности - пятое звено структуры самосознания. Родовая культура уже содержала в себе определенную совокупность идей и взглядов, отражающих в традиционной форме (мифы, табу) отношения родового человека к окружающей действительности, другим людям и служащих воспитанию нового поколения. Родовая традиция, имея более ограниченный характер, чем традиция и правовая культура современных развитых обществ, в рамках своей уникальной ограниченности формировала сознание и самосознание родового индивида. Все формы традиционного родового воздействия (мифы, сказания, ритуалы, обычаи и пр.) на новые поколения имели исключительное воспитательное влияние. Именно они определяли содержание формирующегося мировоззрения родового человека и давали ему те традиционные поведенческие формы межличностных отношений, которые обеспечивали выживание, трудовую деятельность и воспроизводство нового поколения.

Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека - все имеет значения и смыслы, понятные (естественные) для людей общей культуры.

В онтогенезе человека социальное пространство осваивается весьма постепенно, через стремление ребенка реализовать свои притязания на признание. Через посредство стремления получить социальное одобрение и быть оцененным как «хороший» ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре, к современной цивилизации. Практически права и обязанности для ребенка психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция.


Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Инна
Еще было бы не плохо дать информацию о том, кто ввел в научный оборот понатие социальное пространство.
текст 07-04-2009


Учебные материалы:

Психологический словарь
Инновации в психологии

 Навигация:
Психология
Возрастная психология
Индивидуальное развитие личности
  

 
Уважаемые посетители!
Новые публикации и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© 2005-2019 PSYPUBLIC.RU - учебно-методический центр «Психология» · Права на публикации принадлежат авторам! ©
*разрешается публикация материалов сайта в Интернет только c прямой активной ссылкой на http://www.psypublic.ru